menu


ГДЗ по истории России 10 класс Борисов § 11—12. Завершающий этап создания единого Русского с ответами




В чём проявлялись альтернативы развития Русского государства в XIV—XV вв.?

Централизация власти: Возможность формирования единого централизованного государства.
Распад на мелкие княжества: Сохранение феодальной раздробленности и автономии княжеств.

Вспомните значения понятий: единое Русское государство, поместье, дворянство, ересь, Судебник, крепостное право, самодержавие.

Единое Русское государство: Объединение различных княжеств под единым правлением, достигнутое, в частности, в результате деятельности Ивана III.
Поместье: Земельная собственность князей и бояр, форма феодальной собственности.
Дворянство: Владеющий поместьем и привилегированный слой общества, обычно занимавший высшие должности.
Ересь: Учение, противоречащее официальной религиозной доктрине, преследуемое церковью.
Судебник: Законодательный акт, кодифицирующий правовые нормы, такие как Судебник Ивана III.
Крепостное право: Система обусловленной зависимости крестьян от помещика, закрепленная в законодательстве.
Самодержавие: Политический строй, характеризующийся неограниченной властью монарха.

Чем вотчина отличается от поместья? Что происходило в Юрьев день? Когда произошло освобождение от ордынской зависимости?

Вотчина: Это земельная собственность князей, передаваемая по наследству, не облагаемая обязанностями перед государством.
Поместье: Земельная собственность, связанная с определенными обязанностями перед государством.
Юрьев день: Освобождение от ордынской зависимости, произошедшее в 1480 году, когда Иван III отказался от татарского подданства.

1. В чём заключалась историческая миссия Ивана III как государственного деятеля? Какие внутриполитические и внешнеполитические задачи удалось решить во время его правления? Определите, какими методами действовал «государь всея Руси». Прокомментируйте мнение Н. М. Карамзина о том, что Иван III — «герой не только российской, но и всемирной истории».

Внутриполитические задачи:
Установление единой власти над русскими княжествами.
Освобождение от монгольского ига.
Укрепление центральной власти и централизация государственного аппарата.
Внешнеполитические задачи:
Освобождение от татарского подданства.
Защита территориальных интересов и расширение границ государства.
Методы действий:
Силовые методы при обеспечении единства государства и освобождении от татарского владычества.
Подписание международных договоров для признания Руси независимой державой.
Мнение Н. М. Карамзина:
Подчеркивает героизм Ивана III как лидера, сопротивлявшегося внешним и внутренним угрозам.
Считает, что Иван III внес вклад не только в историю России, но и всемирную историю, поднимаясь на защиту слабых и борясь за независимость своей страны.

2. Современники называли Ивана III Великим и Грозным. Согласны ли вы с этими титулами? Аргументируйте свою точку зрения.

Великий: Обоснован, так как Иван III значительно укрепил государственную власть и расширил территорию Руси.
Грозный: Этот титул обусловлен его суровым стилем правления и жестокостью в отношении политических оппонентов. Однако, это также может трактоваться как "страшный" в смысле силы и решительности.

3. Составьте тезисный план на тему «Формирование крепостного права в России: причины, этапы, значение».

Причины:
Экономические потребности и реформы в государстве.
Необходимость обеспечения трудовых ресурсов для государственных нужд.
Этапы:
Процессы экономических и социальных преобразований.
Постепенное закрепление крепостного статуса за крестьянами.
Значение:
Создание устойчивой системы зависимости и обеспечение экономической стабильности государства.

4. Почему формирование крепостного права начинается в ходе складывания единого государства? Выскажите своё мнение: существовали ли иные пути развития общественных отношений в тот период?

В период формирования крепостного права в ходе становления единого государства, основные изменения в общественных отношениях были обусловлены потребностью в установлении централизованного контроля над территорией и ресурсами. Это привело к появлению крепостного права как инструмента управления и социальной организации. Система крепостного права предоставляла элите контроль над трудовыми ресурсами, обеспечивая стабильность и поддерживая социальную стратификацию.

Однако, в тот период существовали иные пути развития общественных отношений. Например, некоторые общины и племена предпочитали коллективные формы управления, основанные на общности ресурсов и принципе взаимопомощи. Эти общности стремились к равномерному распределению богатства и власти, часто избегая формализованных форм социального контроля.

5*. Сравните процесс образования единого государства в России и в странах Западной Европы.

В процессе формирования единого государства в России и Западной Европе выявляются схожие и различные черты. В Западной Европе, особенно в период Ренессанса и Реформации, формирование национальных государств сопровождалось активным политическим и культурным развитием. Здесь важную роль играли идеи гуманизма, влияние римского права, и постепенное ослабление феодальной системы.

В России, с другой стороны, формирование единого государства было тесно связано с централизацией власти под руководством московских князей и царей. Этот процесс сопровождался подчинением региональных владений и установлением единой административной системы. Кроме того, православие играло значительную роль в формировании единой идентичности в России.

6*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Политическое и культурное значение брака Ивана III и Софьи Палеолог», «Суд во времена Ивана III», «Москва в правление Ивана III».






ГДЗ по истории России 10 класс Борисов параграф 11-12

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):