В чём проявлялись альтернативы развития Русского государства в XIV—XV вв.? Вспомните значения понятий: единое Русское государство, поместье, дворянство, ересь, Судебник, крепостное право, самодержавие. Чем вотчина отличается от поместья? Что происходило в Юрьев день? Когда произошло освобождение от ордынской зависимости? 1. В чём заключалась историческая миссия Ивана III как государственного деятеля? Какие внутриполитические и внешнеполитические задачи удалось решить во время его правления? Определите, какими методами действовал «государь всея Руси». Прокомментируйте мнение Н. М. Карамзина о том, что Иван III — «герой не только российской, но и всемирной истории». 2. Современники называли Ивана III Великим и Грозным. Согласны ли вы с этими титулами? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Составьте тезисный план на тему «Формирование крепостного права в России: причины, этапы, значение». 4. Почему формирование крепостного права начинается в ходе складывания единого государства? Выскажите своё мнение: существовали ли иные пути развития общественных отношений в тот период? 5*. Сравните процесс образования единого государства в России и в странах Западной Европы. 6*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Политическое и культурное значение брака Ивана III и Софьи Палеолог», «Суд во времена Ивана III», «Москва в правление Ивана III».