menu


ГДЗ по физике 10 класс Пурышева, Важеевская § 1. Что и как изучает физика с ответами




1. Что изучает физика?

Физика изучает общие законы природы, движения и взаимодействия тел, а также свойства материи и энергии.

2. Приведите примеры физических явлений и физических свойств тел.

Физические явления: падение камня, испарение воды, колебания маятника, радуга.
Физические свойства тел: масса, плотность, температура плавления, теплопроводность.

3. Покажите, что физические законы имеют место в биологических и химических явлениях.

В биологии законы физики проявляются в работе сердца (движение жидкости под давлением), дыхании (диффузия газов), передвижении животных. В химии реакции сопровождаются выделением или поглощением тепла, изменением энергии, что подчиняется законам термодинамики.

4. Какова логика процесса научного познания? Проиллюстрируйте её на примере.

Логика следующая: наблюдение явления → постановка вопроса → выдвижение гипотезы → проведение экспериментов → формулирование закона или теории.
Пример: Ньютон наблюдал падение тел, выдвинул гипотезу о силе тяготения, проверил её и сформулировал закон всемирного тяготения.

5. Какова роль эксперимента в познании? Поясните на примере.

Эксперимент подтверждает или опровергает гипотезы и позволяет открывать новые законы.
Пример: Опыт Галилея с наклонной плоскостью доказал, что все тела падают одинаково без учёта сопротивления воздуха.

6. Что такое гипотеза? Приведите примеры научных гипотез.

Гипотеза — это предположение, которое объясняет явление и требует проверки.
Примеры: гипотеза атомистики Демокрита (вещества состоят из атомов), гипотеза Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца.

7. Какова роль моделирования в процессе научного познания?

Моделирование позволяет изучать объекты и явления, которые невозможно исследовать напрямую. Оно упрощает задачу и помогает понять основные законы.

8. Какова роль эксперимента в уточнении моделей объектов и явлений? Приведите примеры.

Эксперимент проверяет, насколько модель соответствует реальности, и помогает её уточнить.
Примеры: опыты Резерфорда уточнили модель атома, а наблюдения движения планет позволили уточнить модель Коперника, что привело к законам Кеплера.

Упражнение 1

1. Составьте таблицу известных вам идеальных моделей объектов и процессов.

Идеальная модель    Что описывает    Пример применения
Материальная точка    Тело без размеров и формы, имеющее только массу    Расчёт движения автомобиля по дороге
Идеальный газ    Газ, где молекулы не взаимодействуют и имеют нулевой объём    Законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака
Абсолютно чёрное тело    Тело, которое полностью поглощает излучение    Законы теплового излучения
Невесомая нить    Нить без массы и упругости    Маятник, блок
Идеальная жидкость    Жидкость без вязкости и внутреннего трения    Гидродинамика, поток воды

2. Предложите алгоритм (последовательность действий) построения идеальной модели, проиллюстрируйте этот алгоритм на примере построения какой-либо идеальной модели.

Определить объект или процесс, который нужно изучить.

Выделить в нём главные свойства.

Убрать несущественные детали.

Сформулировать модель в простом виде.

Проверить модель на примерах или опытах.

Пример: построение модели «материальная точка».
Объект — Земля при расчёте движения вокруг Солнца.
Главное свойство — масса.
Форма и размеры не учитываются.
Модель: Земля = материальная точка с массой.
Применение — расчёт орбиты.

3. Составьте классификацию физических моделей, представив результаты работы в виде таблицы.

Вид модели    Характеристика    Примеры
Материальные    Построены в виде реальных предметов    Глобус, макет атома
Идеальные    Описываются формулами и мысленными допущениями    Материальная точка, идеальный газ
Аналоговые    Используют сходство разных процессов    Гидравлическая модель для описания электрической цепи
Математические    Используют уравнения и вычисления    Законы Ньютона, уравнение Максвелла

1. Что называют культурой?

Культуру называют совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

2. Почему наука считается компонентом культуры?

Наука считается частью культуры, потому что она формирует знания о мире, влияет на мышление и развитие общества.

3. Каков смысл понятий «естественно-научная культура» и «гуманитарная культура»? В чём их различие?

Естественно-научная культура — это знания о природе, её законах и технологиях.
Гуманитарная культура — это область, связанная с языком, историей, искусством, философией.
Различие: первая опирается на факты и эксперименты, вторая — на смыслы, ценности и традиции.

4. Проиллюстрируйте взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур.

Взаимосвязь: открытия науки влияют на искусство (например, техника в архитектуре), а гуманитарные идеи задают направление научным исследованиям (например, философия Нового времени способствовала развитию физики).

5. Что, кроме науки и искусства, входит в понятие «культура»?

В культуру, кроме науки и искусства, входят традиции, мораль, религия, право, образование, язык, обычаи, бытовые нормы.






ГДЗ по физике 10 класс Пурышева, Важеевская Параграф 1

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):