1. Охарактеризуйте явление смачивания. При каких условиях жидкость смачивает (не смачивает) поверхность твёрдого тела? 2. Опишите явление капиллярности. Почему смачивающая жидкость образует в капиллярах вогнутый мениск, а несмачивающая — выпуклый? 3. Как высота подъёма жидкости в капилляре зависит от его диаметра? 4. Какую функцию несёт тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц? 5. Каким образом вспахивание и боронование земли способствует сохранению влаги в почве? 1. В стебле пшеницы вода по капиллярам поднимается на высоту 1 м. Определите средний диаметр капилляров. 2. Чему равна разность уровней ртути в двух сообщающихся капиллярах с диаметром каналов dx = 0,5 мм и J2 = 1 мм? Плотность ртути р = 13,6 • 103 кг/м3. 3. Открытая с обоих концов капиллярная трубка диаметром D = 0,2 мм опущена вертикально в воду на глубину h = 10 см. На какую высоту над уровнем жидкости в сосуде поднимется вода в капилляре? Чему равна масса воды в капилляре? 4. Какое давление необходимо, чтобы выдуть пузырёк воздуха из капиллярной трубки, использованной в условии 3? 5. Какую работу совершают силы поверхностного натяжения воды при поднятии воды по опущенному в неё капилляру? Докажите, что эта работа не зависит от диаметра капилляра. 1. Сделайте фотоальбом «Испарение и конденсация». 2. В чём общность и различие механизма испарения у человека и млекопитающих? Ответ представьте в виде таблицы. 3. Какой смысл содержит понятие «критическая температура» при исследовании фазового перехода пар — жидкость и жизнедеятельности человека? 4. Какова удельная теплота парообразования человека? 5. Как влажность воздуха влияет на жизнедеятельность человека? Рассмотрите южные и северные регионы России. Подготовьте памятку о том, как вести себя человеку в условиях критических значений влажности. 6. Подготовьте доклад «Мицеллы — новый объект системы “поверхностно-активные вещества —• растворитель"». 7. Сколько капилляров у человека? Ответ аргументируйте.