menu


ГДЗ по физике 10 класс Касьянов § 60. Второй закон термодинамики с ответами




1. Выделите главный отличительный признак необратимого процесса.

Главный признак необратимого процесса — он не может самопроизвольно вернуться в исходное состояние без изменения окружающей среды. То есть, после такого процесса система и окружающая среда уже не будут такими, как были.

2. Сформулируйте второй закон термодинамики.

Теплота не может самопроизвольно переходить от холодного тела к горячему, без внешнего воздействия. Или: во всех самопроизвольных процессах в замкнутой системе энтропия возрастает.

3. Как связан второй закон термодинамики с необратимостью тепловых процессов?

Этот закон объясняет, почему тепловые процессы идут только в одном направлении — от горячего к холодному. Поскольку при этом возрастает энтропия (мера беспорядка), такой процесс нельзя обратить, не затратив энергию извне.

4. В чём заключается статистическая интерпретация второго закона термодинамики?

С точки зрения статистики, системы стремятся к наиболее вероятному состоянию — к беспорядку. То есть, второй закон говорит, что число возможных состояний с хаосом больше, чем с порядком, поэтому энтропия растёт.

5. Почему дым «тает» в воздухе?

Дым «тает» в воздухе потому, что его частицы рассеиваются — мелкие капли и частички пыли смешиваются с воздухом и равномерно в нём распределяются. Это пример необратимого процесса увеличения энтропии.

1. Как можно оценить внутреннюю энергию человека?

Внутреннюю энергию человека можно оценить через количество потребляемой и расходуемой энергии. Например, человек в состоянии покоя тратит около 70–100 ватт, а за день — примерно 2000–3000 килокалорий. Это и есть внутренняя энергия, которая обеспечивается за счёт пищи.

2. Докажите универсальность закона сохранения энергии на примере рассмотрения механических и тепловых процессов.

Когда человек бежит, его химическая энергия (внутренняя) переходит в механическую (движение) и тепловую (нагрев тела и воздуха вокруг). Энергия не исчезает — она лишь преобразуется из одного вида в другой, как и гласит закон сохранения энергии.

3. Приведите примеры адиабатных процессов, которые вы наблюдали (не менее трёх).

Первый — резкое сжатие воздуха в насосе, когда он нагревается.
Второй — расширение газа при открытии баллончика с дезодорантом: он охлаждается.
Третий — резкое разжатие медицинского шприца без иглы, при котором воздух охлаждается.

4. Каким образом можно сформулировать определение понятия «коэффициент полезного действия человека»?

КПД человека — это отношение полезной работы (например, физической или умственной) к количеству потреблённой энергии (еды). Он всегда меньше 100%, потому что часть энергии уходит на тепло, дыхание и жизненные функции.

5. Попробуйте графически изобразить «цикл Карно» для человека, считая его тепло-вой машиной. Какие параметры вы выберете для обозначения осей координат?

По оси X — объём лёгких (или работа), по оси Y — температура тела или давление в мышцах. Цикл можно изобразить в виде замкнутой петли, где человек поглощает тепло с пищей, выполняет работу, отдаёт тепло в окружающую среду и возвращается в исходное состояние.

6. Каковы методы снижения токсичности отработанных газов, используемые в России и других странах? Ответ подготовьте в виде сравнительного анализа. Каковы перспективы решения данной проблемы? Выделите исследования, которые проводятся российскими и зарубежными учёными.

В России используются каталитические нейтрализаторы, системы EGR (рециркуляции выхлопных газов) и переход на Евро-5 и выше. В странах ЕС — ещё более жёсткие нормы, включая гибридные и электрические авто, фильтры твёрдых частиц и водородные двигатели.
Перспективы — развитие электромобилей, биотоплива и водородной энергетики.
Исследования проводят: в России — Институт катализа СО РАН, МГУ, МГТУ им. Баумана. За рубежом — MIT, Технологический университет Мюнхена, Toyota Research.

7. Подготовьте дискуссию «Необратимость процессов: можно ли "повернуть” время вспять?» (на материале физики, химии, биологии, медицины, истории).

Физика: Второй закон термодинамики утверждает, что энтропия растёт — значит, процессы необратимы.
Химия: Обратимость возможна в химических реакциях, но при идеальных условиях, в реальности — нет.
Биология: Старение — необратимый процесс, хотя учёные пытаются его замедлить.
Медицина: Восстановление тканей — ограничено, смерть необратима.
История: События невозможно отменить, но можно переосмыслить.
Вывод: время вспять повернуть нельзя, но можно повлиять на будущее, зная законы необратимости.






ГДЗ по физике 10 класс Касьянов Параграф 60

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):