Какие виды изменчивости вам известны?
Мне известны два основных вида изменчивости: наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная). Наследственная изменчивость связана с изменениями в ДНК, передаётся потомству. Ненаследственная изменчивость зависит от условий внешней среды и не передаётся по наследству.
Приведите примеры признаков, изменяющихся под воздействием внешней среды.
Высота растения при разной освещённости, масса тела животных в зависимости от питания, цвет шерсти у зайца-беляка летом и зимой, развитие мускулатуры у людей при физических нагрузках.
Что такое мутации?
Мутации — это устойчивые изменения генетического материала (ДНК), которые могут передаваться потомкам. Мутации бывают генными (в одном гене), хромосомными (в структуре хромосом) и геномными (в числе хромосом). Мутации могут быть как вредными, так и полезными или нейтральными.
1. Какие виды изменчивости вам известны?
Существуют два основных вида изменчивости: – Наследственная (генотипическая) — связана с изменениями в ДНК и передаётся потомству. – Ненаследственная (модификационная) — возникает под действием внешней среды и не передаётся по наследству.
2. Что такое норма реакции?
Норма реакции — это диапазон значений признака, в пределах которого он может изменяться у организма с определённым генотипом в зависимости от условий среды. Например, высота растения при разном уровне освещения или влажности.
3. Объясните, почему фенотипическая изменчивость не передаётся по наследству.
Фенотипическая (модификационная) изменчивость не затрагивает гены, а только проявляется как результат влияния внешней среды. Поскольку структура ДНК остаётся неизменной, такие признаки не передаются потомству.
4. Что такое мутации? Охарактеризуйте основные свойства мутаций.
Мутации — это устойчивые изменения генетического материала. Свойства мутаций: – возникают внезапно, – могут быть полезными, вредными или нейтральными, – передаются по наследству, – могут затрагивать отдельные гены, хромосомы или весь геном.
5. Приведите классификацию мутаций по уровню изменений наследственного материала.
– Генные мутации — изменения в структуре одного гена. – Хромосомные мутации — перестройки внутри хромосом (дубликации, делеции, инверсии). – Геномные мутации — изменение числа хромосом (например, трисомия, моносомия).
6. Назовите основные группы мутагенных факторов. Приведите примеры мутагенов, относящихся к каждой группе. Оцените, есть ли в окружающей вас среде мутагенные факторы. К какой группе мутагенов они относятся?
Основные группы: – Физические — радиация, ультрафиолет, рентгеновские лучи. – Химические — бензол, пестициды, никотин, продукты с консервантами. – Биологические — вирусы, вызывающие повреждение ДНК.
В окружающей среде можно встретить химические мутагены, например, выхлопные газы и табачный дым. Они относятся к химической группе.
1. Как вы считаете, могут ли факторы внешней среды повлиять на развитие организма, несущего летальную мутацию?
Да, внешняя среда может повлиять на выраженность симптомов мутации. Иногда условия могут смягчить течение, но если мутация действительно летальная (то есть несовместимая с жизнью), полностью изменить её исход среда не может.
2. Может ли комбинативная изменчивость проявиться в отсутствие полового процесса?
Нет, комбинативная изменчивость связана именно с половым размножением — с перекомбинацией генов при образовании гамет и их слиянии. Без полового процесса такая изменчивость невозможна.
3. Обсудите в классе, какие существуют способы снижения действия мутагенных факторов на человека в современном мире.
Носить средства защиты при работе с химикатами, использовать экраны от излучения, отказаться от курения, контролировать уровень радиации, правильно утилизировать отходы, питаться экологически чистыми продуктами — всё это снижает воздействие мутагенов.
4. Можете ли вы привести примеры модификаций, которые не имеют адаптивного характера?
Да. Например, загар от солнца — это модификация, но не всегда он адаптивен, особенно при чрезмерном воздействии. То же самое можно сказать о утолщении кожи на ладонях от длительной работы — это модификация, но не всегда полезная.
5. Объясните человеку, незнакомому с биологией, чем мутации отличаются от модификаций.
Мутации — это изменения в генах. Они передаются детям и внукам. Модификации — это изменения, вызванные внешними условиями, например, питанием или температурой. Они не передаются по наследству.
6. Выполните исследование: «Изучение модификационной изменчивости у учащихся (на примере температуры тела и частоты пульса, периодически измеряемых на протяжении 3 суток)».
Для исследования необходимо измерять у нескольких человек температуру тела и пульс 3 раза в день (утром, днём, вечером) в течение 3 суток, записывать данные в таблицу, а потом сравнить изменения. Это покажет, как физиологические показатели меняются в зависимости от времени суток, активности и состояния организма. Эти изменения — пример модификационной изменчивости.