menu


ГДЗ по биологии 10 класс Пасечник, Каменский, Рубцов § 38. Половые клетки. Гаметогенез




1. Как происходит половое размножение у растений и животных?

Половое размножение у растений и животных происходит за счёт слияния мужских и женских половых клеток (гамет), в результате чего образуется зигота, развивающаяся в новый организм. У растений это может включать опыление и оплодотворение, а у животных — внутреннее или внешнее оплодотворение.

2. Где в организме человека образуются половые клетки? Какой набор хромосом они содержат?

У человека половые клетки образуются в половых железах: сперматозоиды — в семенниках, яйцеклетки — в яичниках. Половые клетки содержат гаплоидный набор хромосом (23 хромосомы), в отличие от соматических клеток, которые имеют диплоидный набор (46 хромосом).

3. Какое строение имеют яйцеклетки и сперматозоиды?

Яйцеклетки имеют округлую форму, крупный размер, содержат запасы питательных веществ и окружены защитной оболочкой. Сперматозоиды значительно меньше, состоят из головки с генетическим материалом, шейки с митохондриями для энергии и хвоста, обеспечивающего движение.

4. Почему яйцеклетки крупнее сперматозоидов?

Яйцеклетки крупнее сперматозоидов, так как содержат запасы питательных веществ, необходимых для начального развития эмбриона, в то время как сперматозоиды специализированы на доставке генетического материала.

5. Как протекает процесс созревания (мейоз) у мужских и женских гамет?

Созревание гамет (мейоз) у мужчин происходит в семенниках на протяжении всей жизни после полового созревания, давая множество сперматозоидов. У женщин процесс мейоза начинается ещё в эмбриональном периоде, но завершается только при овуляции, формируя ограниченное количество зрелых яйцеклеток.

6. В чём биологический смысл гаметогенеза?

Биологический смысл гаметогенеза заключается в образовании гаплоидных клеток, которые при оплодотворении восстанавливают диплоидный набор, обеспечивая генетическое разнообразие потомства.

7. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), отражающей суть полового размножения организмов.

Основа схемы: половое размножение → гаметы (мужские и женские) → мейоз → слияние гамет (оплодотворение) → зигота → развитие нового организма.

8. Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток. Ответ оформите в виде таблицы.

Параметр    Мужские половые клетки    Женские половые клетки
Место образования    Семенники    Яичники
Объём клеток    Мелкие    Крупные
Количество    Много    Ограниченное
Время созревания    Постоянно после созревания    Ограничено репродуктивным возрастом

9. К чему приводит химическое и радиационное повреждение генетического аппарата половых клеток?

Химическое и радиационное повреждение генетического аппарата гамет может привести к мутациям, снижению жизнеспособности клеток, врождённым заболеваниям у потомства или бесплодию.

10. В чём преимущество полового размножения перед бесполым? Ответ обоснуйте.

Преимущество полового размножения состоит в генетическом разнообразии потомства, что повышает адаптивность вида к изменяющимся условиям среды и снижает вероятность накопления вредных мутаций.

Используя алгоритм решения, приведённый на с. 216, решите следующие задачи на определение последовательности белков и нуклеиновых кислот:

1. В процессе трансляции участвовало 67 молекул тРНК. Определите массу участка ДНК, хранящего информацию о данном белке, если в процессе сплайсинга из иРНК было вырезано 6 интронов по 9 нуклеотидов каждый.

Для определения массы участка ДНК, кодирующего белок, начнём с вычисления количества аминокислот. Если в трансляции участвовало 67 молекул тРНК, то в белке 67 аминокислот (каждая аминокислота соответствует одной молекуле тРНК). Для кодирования каждой аминокислоты требуется три нуклеотида (один кодон).
Следовательно, участок иРНК, кодирующий белок, содержит 67×3=201 нуклеотид. Однако иРНК включает интроны, которые вырезаются в процессе сплайсинга. Из условия известно, что было вырезано 6 интронов по 9 нуклеотидов каждый, то есть 
6×9=54 нуклеотида. Таким образом, исходный участок иРНК содержал  201+54=255 нуклеотидов.

Так как участок ДНК содержит два комплементарных нуклеотидных цепи, его длина будет удвоена: 
255×2=510 нуклеотидов. Масса одного нуклеотида ДНК составляет в среднем 330 дальтон. Тогда масса участка ДНК равна 510×330=168300 дальтон, или 168,3кДа.

2. Исследуя водоём в одной из пещер, учёные открыли не известные ранее науке бактерии. Их детальное изучение показало, что они принадлежат к трём близкородственным видам, которые произошли от общего предка. Эти виды (А, В и С) различаются лишь по строению одного мембранного белка — рецептора:

1) у представителей видов А и С метионин в 8 — й позиции этого белка заменён на треонин;

2) у представителей вида А в 24 — й позиции этого белка триптофан заменён на аргинин.

Определите состав исходных и мутантных кодонов во всех случаях.

Замена триптофана (Trp) на аргинин (Arg) в 24-й позиции:
Кодон для триптофана: UGG.
Кодоны для аргинина: CGU, CGC, CGA, CGG, AGA, AGG. Значит, мутация в кодоне могла привести, например, к изменению первого нуклеотида: UGG → CGG.

3.Рецептор РНК — содержащего вируса имеет участок с аминокислотной последовательностью серин — глутамин — цистеин — лейцин — пролин, благодаря которому он может узнавать клеточную мембрану и прикрепляться к ней. Эксперименты показали, что рецептор будет нормально функционировать и в случае замены любой аминокислоты из этой последовательности на другую — главное, чтобы их оставалось пять, увеличение или уменьшение количества аминокислот на этом участке приводит к потере функциональности белка.

В поставленном вирусологами опыте под действием некоего мутагена цитозин РНК вируса в результате дезаминирования был заменён на урацил. После учёные выяснили, что получившиеся в результате этого мутантные вирусы не могут заражать новые клетки из — за дефекта участка узнавания. Как вы думаете, в чём заключался этот дефект?

В результате дезаминирования цитозин (C) превращается в урацил (U), что приводит к изменению одного нуклеотида в РНК вируса. Это может повлиять на состав кодонов, из которых строятся аминокислоты в функциональном участке рецептора. Например:
Если один из кодонов серина (UCU, UCC, UCA, UCG) изменился из-за мутации, он мог стать стоп-кодоном (UAA, UAG, UGA), что прерывает синтез белка и делает рецептор нефункциональным.
Либо замена цитозина на урацил изменила кодон на другой, кодирующий аминокислоту, отличающуюся по химическим свойствам, что нарушило структуру и функции рецептора.






ГДЗ по биологии 10 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов параграф 38

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):