1. Что такое научная картина мира?
Научная картина мира (или парадигма) - это основные теории, концепции, представления и методология, которые принимаются в научном сообществе на данном этапе развития науки. Она представляет собой фундаментальные представления о мире, на основе которых строится научное знание и исследования.
2. В каких направлениях развивается современная биологическая наука?
Современная биологическая наука развивается во множестве направлений, включая:
Молекулярную биологию: Исследование структуры и функций молекул, включая ДНК и РНК, и их роль в генетике и биологии клетки.
Геномика: Изучение геномов организмов и их влияния на наследственность и развитие.
Экологию и охрану окружающей среды: Исследование взаимодействия организмов с окружающей средой и разработка методов охраны природы.
Эволюционную биологию: Изучение процессов эволюции и разнообразия жизни на Земле.
Биотехнологии: Разработка и применение биологических методов и технологий в медицине, сельском хозяйстве, и других областях.
Нейробиологию: Исследование нервной системы и мозга, а также механизмов поведения.
3. Почему мы можем с уверенностью говорить о взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук?
Естественные науки взаимосвязаны и взаимозависимы, так как они изучают различные аспекты природы, и эти аспекты часто взаимодействуют друг с другом. Например, биология и химия взаимодействуют в изучении биохимических процессов в клетках, а физика и химия могут быть связаны в изучении свойств веществ. Понимание этих взаимосвязей позволяет научным исследованиям быть более комплексными и информативными.
4. Что понимают под биологической грамотностью?
Под биологической грамотностью понимается уровень знаний и понимания основных биологических концепций и явлений. Она включает в себя понимание основных принципов эволюции, структуры и функции живых организмов, основы генетики, экологии и другие биологические аспекты.
5. Подготовьте краткое сообщение о влиянии естественных наук в целом и биологии в частности на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека. Оформите сообщение в виде презентации.
6. Подготовьте презентацию об интересующей вас профессии. В презентации раскройте возможные её связи с биологией.
7. Напишите эссе на тему «Моя биологическая грамотность» (как вариант «Зачем нужна человеку биологическая грамотность»).
8. К каким последствиям может привести отсутствие биологической грамотности у: 1) врача; 2) директора атомной электростанции; 3) продавца продуктов питания; 4) аквалангиста — любителя. Свой ответ обоснуйте.
Отсутствие биологической грамотности у различных профессиональных групп может привести к разным последствиям:
Врач: Недостаточное понимание биологических процессов может привести к некорректной диагностике и лечению пациентов.
Директор атомной электростанции: Недостаточное знание экологических и биологических аспектов может привести к неблагоприятным последствиям для окружающей среды и здоровья людей.
Продавец продуктов питания: Незнание основ гигиенических и биологических норм может привести к продаже некачественных продуктов и угрозе здоровью потребителей.
Аквалангист – любитель: Отсутствие знаний в области морской биологии и экологии может привести к воздействию на морскую среду и её разрушению.
Биологическая грамотность важна для обеспечения безопасности, эффективности и устойчивости деятельности в различных сферах.
9. Выясните, кто из ваших знакомых имеет профессию, связанную с биологией. Каково их мнение о своей профессии? Почему они её выбрали?
10. Подготовьте презентацию об использовании прикладных биологических наук в медицине. (Используйте информацию для презентации)