menu
person


ГДЗ по биологии 10 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов § 1. Биология в системе наук

1. Что такое наука? Каков её основной принцип?

Наука-это область человеческой деятельности,  главные функции науки это культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции.

В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие:

1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т. е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

3) принцип развития, т. е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Именно в соответствии с этими принципами и формируется категориальный аппарат любой науки

2. Каково место биологии в системе наук?

Биология связана с такими науками как --- физика, химия, географя, геология , экология. Поэтому в настоящее время очень много пограничных наук --- биохимия, биофизика, кибернетика. Нанотехнологии прочно входят в нашу жизнь.
Биология наука о живой природе, она является теоретической основой  для ---медицины, социологии, психологии.
Биологические знания человек  может использовать в сельском хозяйстве, промышленности, фарм. производствах.
Решаются глобальные проблемы экологии, природопользования, продовольственного обеспечения, охрана окружающей среды.

3. Каковы основные этапы развития биологии как науки?

В развитии биологии выделяют три основных этапа, каждый из которых связан с изменением представлений и мире живого:
· Первый этап - систематики (Карл Линней)
· Второй этап - эволюционный (Чарльз Дарвин)
· Третий этап - микробиологии (Грегор Мендель)

4. Что понимают под современной научной картиной мира и от кого зависит её формирование?

Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

5. Как формируется естественно — научная картина мира? От чего зависит её целостность?

Естественнонаучная картина мира представляет собой систематизированное представление о природе, исторически сформировавшееся в ходе развития естествознания. В эту картину мира входят знания, полученные из всех естественных наук, их фундаментальных идей и теорий. Но история науки свидетельствует, что большую часть своей истории естествознание было связано преимущественно с развитием физики.

Именно физика была и остается наиболее развитой и систематизированной естественной наукой. Вклад других естественных наук в формирование картины мира был намного меньше. Поэтому, начиная разговор о достижениях естествознания, мы начнем его с физики, с картины мира, созданной этой наукой.

6. Можно ли выделить различия между научной и естественно — научной картинами мира? Какие?

7. Что позволяет исследователям постепенно продвигаться в науке, раскрывая новые горизонты, связанные с формированием целостной научной картины мира, и от чего зависит её целостность?

8. Каково место биологии в системе естественных наук и какую роль она играет в формировании современной научной картины мира?

На этапе становления биология еще не существовала отдельно от других естественных наук и ограничивалась лишь наблюдением, изучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. была описательной наукой. Однако это не помешало античным естествоиспытателям Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н. э.), Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) и Теофрасту (настоящее имя Тиртам, 372-287 гг. до н. э.) внести значительный вклад в развитие представлений о строении тела человека и животных, а также о биологическом разнообразии животных и растений, заложив тем самым основы анатомии и физиологии человека, зоологии и ботаники.

Углубление познаний о живой природе и систематизация ранее накопленных фактов, происходившие в XVI-XVIII веках, увенчались введением бинарной номенклатуры и созданием стройной систематики растений (К. Линней) и животных (Ж.-Б. Ламарк).

Описание значительного числа видов со сходными морфологическими признаками, а также палеонтологические находки стали предпосылками к развитию представлений о происхождении видов и путях исторического развития органического мира. Так, опыты Ф. Реди, Л. Спалланцани и Л. Пастера в XVII-XIX веках опровергли гипотезу спонтанного самозарождения, выдвинутую еще Аристотелем и бытовавшую в средние века, а теория биохимической эволюции А. И. Опарина и Дж. Холдейна, блестяще подтвержденная С. Миллером и Г. Юри, позволила дать ответ на вопрос о происхождении всего живого.

Если сам процесс возникновения живого из неживых компонентов и его эволюция сами по себе уже не вызывают сомнений, то механизмы, пути и направления исторического развития органического мира все еще до конца не выяснены, поскольку ни одна из двух основных соперничающих между собой теорий эволюции (синтетическая теория эволюции, созданная на основе теории Ч. Дарвина, и теория Ж.-Б. Ламарка) все еще не могут предъявить исчерпывающих доказательств.

Применение микроскопии и других методов смежных наук, обусловленное прогрессом в области других естественных наук, а также внедрение практики эксперимента позволило немецким ученым Т. Шванну и М. Шлейдену еще в XIX веке сформулировать клеточную теорию, позднее дополненную Р. Вирховым и К. Бэром. Она стала важнейшим обобщением в биологии, которое краеугольным камнем легло в основу современных представлений о единстве органического мира.

Открытие закономерностей передачи наследственной информации чешским монахом Г. Менделем послужило толчком к дальнейшему бурному развитию биологии в XX-XXI веках и привело не только к открытию универсального носителя наследственности — ДНК, но и генетического кода, а также фундаментальных механизмов контроля, считывания и изменчивости наследственной информации.

Развитие представлений об окружающей среде привело к возникновению такой науки, как экология, и формулировке учения о биосфере как о сложной многокомпонентной планетарной системе связанных между собой огромных биологических комплексов, а также химических и геологических процессов, происходящих на Земле (В.И. Вернадский), что в конечном итоге позволяет хотя бы в небольшой степени уменьшить негативные последствия хозяйственной деятельности человека.

Таким образом, биология сыграла немаловажную роль в становлении современной естественнонаучной картины мира.

9. Расскажите о роли биологии в жизни человека.

Мы существуем благодаря биологии. Что бы мы ни делали, так или иначе связано с биологией. Даже когда вы бездействуете или спите, каждая клетка вашего тела работает на вас. Короче говоря, с момента рождения именно биология играет важное значение в вашей жизни: сначала вы ребенок, затем вы превращаетесь в подростка и встречаете взрослую жизнь, а после этого начинаете стареть. Все эти прекрасные, но увлекательные процессы имеют скрытый биологический принцип.

10. Используя ключевые слова параграфа, постройте основу схемы (ментальной карты), показывающую место биологии в системе наук.

11. Может ли в настоящее время учёный совершить научное открытие без активного сотрудничества с другими исследователями?

Нет, в современных условиях требуется быть и ученым и богатым, или иметь серьезную финансовую поддержку. Современная наука сегодня - это прежде всего ОЧЕНЬ дорогое оборудование и серии дорогостоящих исследований.

12. Прочитайте текст. Подберите свои примеры научной и ненаучной гипотез. Обоснуйте их с помощью критерия фальсифицируемости Поппера. Предложите свой вариант проверки гипотез.

Вы просматриваете решебник по биологии 10 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов § 1. Биология в системе наук

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: