О литературе, писателе и читателе
Страница 6
Вопросы и задания
1. Подготовьте тезисы основных положений статьи «О литературе».
Литература, как важная составляющая мировой культуры, играет значительную роль в формировании и передаче ценностей, идей, и эмоционального опыта человечества. Разнообразие видов и жанров литературы, её классификация, отражают богатство культурного наследия.
Русская литература, обладая уникальными специфическими особенностями, олицетворяет дух и историю народа. Эпоха серебряного века стала периодом расцвета русской литературы, выдвинувшей множество выдающихся творцов и произведений.
Зарубежная литература, как неотъемлемая часть мирового литературного наследия, вносит свой уникальный вклад в культурный диалог. Мировая классическая литература стала важным культурным кодом, объединяющим различные нации.
Способы изучения древнейших литературных памятников искусства разнообразны и включают в себя лингвистические, исторические, и культурные методы анализа.
Современная литература XXI века, отражая проблемы и тенденции современного общества, продолжает развивать и трансформировать литературное искусство, создавая новые перспективы для литературного творчества.
2. Как вы понимаете смысл надписи, висевшей над входом в библиотеку египетского фараона Рамзеса II?
В вопросе о смысле надписи над входом в библиотеку фараона Рамзеса II видится мудрость в понимании книг как "Душевного лекарства". Эта фраза подчеркивает исцеляющую силу литературы, способной воздействовать на человеческую душу и эмоциональное состояние. Книги, как лекарство, могут приносить утешение, радость и влиять на наше внутреннее состояние. Это глубокое понимание роли литературы в жизни, которое актуально и в современном мире, подчеркивает её важность для духовного благополучия человека.
3. Литература — вид искусства. В чём её отличия от других искусств: живописи, музыки, архитектуры? И что роднит литературу с другими видами искусства?
Литература, как вид искусства, отличается от других форм, таких как живопись, музыка и архитектура, своей основной характеристикой - словесным выражением и использованием языка. Этот вид искусства использует словесные формы для передачи идей, эмоций и сюжетов. В отличие от живописи, которая использует визуальные образы, и музыки, которая оперирует звуками, литература основана на лингвистических конструкциях.
Несмотря на эти различия, литература роднит с другими видами искусства общая цель - выразить человеческий опыт и исследовать глубинные аспекты человеческой природы. Все виды искусства стремятся вызвать эмоциональные реакции и понимание у своей аудитории. Также они взаимодействуют и влияют друг на друга, например, литературные произведения могут вдохновлять композиторов или художников, а музыка и живопись могут стать источником вдохновения для писателей.
4*. Можно ли применительно к одному произведению употребить слово «литература»? Уместно ли об отдельно взятом художественном произведении сказать: хорошая литература или, наоборот, плохая литература? Постарайтесь дать развёрнутый и аргументированный ответ.
Слово "литература" применительно к одному произведению может использоваться в широком смысле, охватывая различные формы письменного искусства. Однако, при таком употреблении, оно может нести более обобщенный характер и не всегда точно передавать характер и качество конкретного произведения.
Оценка произведения как "хорошей литературы" или "плохой литературы" обычно зависит от индивидуальных вкусов, литературных стандартов и критериев читателя. Один человек может считать произведение шедевром, воспринимая его как выдающийся образец литературы, в то время как другой может оценивать его негативно.
Страница 9
1. Как вы считаете, писатель — это профессия? Каким вы представляете себе труд писателя?
В моем восприятии, писатель - это не просто профессия, а скорее призвание. Труд писателя связан не только с непосредственным созданием текстов, но и с глубоким погружением в мир исследуемой темы, изучением характеров, созданием убедительных сюжетов и выражением сложных идей. Писатель должен быть чутким к деталям, обладать языковым мастерством и иметь способность вдохновлять читателей. Это не просто труд, но и искусство передачи эмоций, мыслей и опыта через слово.
2. Добрые чувства… Как вы понимаете это словосочетание? Продолжите предложение: Добрые чувства — это любовь, сострадание…
Добрые чувства - это эмоциональные переживания, наполненные положительной энергией и добротой. Это любовь, сострадание, дружба, благосклонность и все те эмоции, которые способствуют укреплению взаимоотношений и созданию гармоничного общества. Эти чувства вдохновляют на добрые поступки, позволяют проявлять заботу и внимание к окружающим.
3. Вы согласны с мыслью о том, что «писатель не учит»? Аргументируйте свой ответ.
Безусловно, можно согласиться с идеей о том, что "писатель не учит". Писатели, скорее, делятся своим опытом, взглядами на мир и человеческими отношениями через свои произведения, предоставляя читателям возможность соприкоснуться с различными аспектами жизни. Вместо того чтобы прямо "учить", они часто вдохновляют, побуждают задуматься и видеть мир с новой перспективы.
4. Что значит «…иметь хоть в зачатке “Во Имя”» и почему слово «Имя» написано А. Блоком с заглавной буквы?
Понятие "иметь хоть в зачатке 'Во Имя'" в стихотворении А. Блока обозначает готовность или способность иметь хотя бы начальное представление или идею о чем-то великом и возвышенном, выраженном словами "Во Имя".
5. Как вы понимаете выражение «сжечь себя дотла», применённое к писателю?
Это выражение означает готовность отдаться творчеству настолько полностью, что это становится вроде пламени, поглощающего его сущность. Это выражение подчеркивает глубокую самоотдачу, страсть и жертвенность, которые писатель вкладывает в свое творчество, иногда до предела собственного исчезновения в процессе создания произведений.
6. Писатель, литератор, сочинитель, прозаик, поэт, драматург. Это синонимы?
Термины "писатель", "литератор", "сочинитель", "прозаик", "поэт" и "драматург" не являются полностью синонимичными, хотя между ними существует определенное пересечение в значении. Каждый из этих терминов подчеркивает разные аспекты литературного творчества.
"Писатель" – общий термин, подразумевающий человека, занимающегося созданием текстов.
"Литератор" – чаще используется для обозначения людей, занимающихся литературной деятельностью, но не всегда обладающих выдающимися литературными достижениями.
"Сочинитель" – акцентирует внимание на создании литературных произведений, но может быть менее формальным термином.
"Прозаик" – автор прозы, т.е. текстов без рифмы и стихотворной формы.
"Поэт" – тот, кто занимается поэзией, творит стихи.
"Драматург" – создатель драматических произведений, таких как пьесы для театра или кино.
Страница 13
1. Какое противоречие заключено в рассуждениях И.В. Гёте и разрешимо ли оно?
В рассуждениях И.В. Гёте о чтении книг заключено противоречие между идеей о том, что каждая книга может преподнести что-то хорошее и полезное, и утверждением о том, что слишком много людей тратят время на посредственные произведения. Это противоречие разрешимо, если рассматривать его в контексте индивидуальных предпочтений и целей читателя.
С одной стороны, Гёте подчеркивает, что в каждой книге можно найти что-то полезное. Это отражает идею о богатстве литературного опыта и возможности извлечения уроков из разнообразных произведений.
С другой стороны, он предостерегает от чрезмерного потребления посредственных книг, призывая читать только то, чему удивляешься. Это указывает на важность выбора качественной литературы, чтобы не терять время на произведения, которые не приносят истинного удовлетворения или обогащения.
2. Почему восьмидесятилетнего «обучения чтению», по мнению Гёте, оказалось недостаточно, чтобы достичь цели?
Гёте подчеркивал, что чтение философских и научных трудов требует специальной подготовки и внимания, и не может быть осуществлено с такой же легкостью, как чтение обыденных художественных произведений. Возможно, некоторые люди, обладая самонадеянностью, не осознавали необходимость серьезного и долгосрочного обучения для полноценного восприятия и понимания сложных текстов.
3. Есть ли созвучные положения в рассуждениях о читателе И. Ильина, С. Маршака и Ч. Айтматова?
В рассуждениях И. Ильина, С. Маршака и Ч. Айтматова существуют общие взгляды на роль и значение читателя в литературном процессе. Они подчеркивают важность активного и внимательного отношения со стороны читателя, который способен мыслить и воспринимать произведения литературы глубоко и осмысленно. Все трое выделяют значение думающего читателя, который способен взаимодействовать с произведением, а не просто поверхностно читать. Также подчеркивается, что читатели, обладающие талантом и способностью понимания, оказывают влияние на судьбу литературных произведений, придавая им живость и актуальность.
4*. Приведите из художественной литературы примеры, подтверждающие мысль о том, что читатель узнаёт историю человечества «со скоростью переворачиваемой страницы».
Читатель, перелистывая страницы художественных произведений, осваивает историю человечества на примерах богатого литературного наследия. В "Тарасе Бульбе" Гоголя он встретит живописное описание казацкой жизни, в "Войне и мире" Толстого — взгляд на эпоху войн и общественных перемен, "Бородино" Лермонтова передаст атмосферу великой битвы, а "Капитанская дочка" Пушкина расскажет о событиях времени Пугачевского восстания. В "Повести о настоящем человеке" Полевого и "Василии Теркине" Твордовского читатель столкнется с влиянием Великой Отечественной войны.
Живое слово
1. Познакомьтесь с другими высказываниями писателей о литературе и чтении. Подготовьте устное размышление о настоящем читателе. Начните его следующим образом: «Я думаю, что настоящий читатель — это…»
Я думаю, что настоящий читатель — это тот, кто способен погружаться в мир книг, воспринимать их не просто как сочетание слов, а как источник новых мыслей, эмоций и переживаний. Это человек, открытый для разнообразных литературных жанров, готовый исследовать идеи и концепции, представленные авторами. Настоящий читатель способен анализировать произведения, выделять глубину их содержания, видеть красоту языка и тонкие нюансы повествования. Он готов к диалогу с текстом, к обмену мнениями, способен принимать разные точки зрения. Настоящий читатель — это человек, для которого чтение становится неотъемлемой частью жизни, источником вдохновения и постоянным компаньоном в путешествии по миру литературы.
2. Перед вами — строки У. Шекспира о литературе, о творчестве. Какие мысли возникли у вас при их чтении? Сформулируйте и запишите их.
Резец годов у жизни на челе
За полосой проводит полосу.
Всё лучшее, что дышит на земле,
Ложится под разящую косу.
Но время не сметёт моей строки,
Где ты пребудешь смерти вопреки!
Передо мной раскрываются строки У. Шекспира, которые касаются времени и его воздействия на человеческую жизнь и творчество. В этих словах я вижу отражение мысли об уникальности и вечности литературного произведения. Шекспир, кажется, говорит о том, что, несмотря на неизбежность столкновения с временем, его строки сохранят свою ценность и значимость. Эти строки можно интерпретировать как отражение стремления художника создать нечто, что противостоит времени и останется вечным.
ИЗ МИФОЛОГИИ
Из греческой мифологии
Одиссей на острове циклопов. Полифем
Страница 27
1. Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?
Наиболее привлекательным эпизодом для меня стал первый сюжет Одиссеи, где герой с соратниками исследует обширную пещеру. Этот момент меня привлек своими живописными описаниями и созданием атмосферы загадочности. Более того, ожидание встречи с хозяином пещеры добавляет элемент интриги, и я с нетерпением жду развития сюжета, чтобы узнать, каким образом он будет представлен.
2. Каким вы представили себе Полифема? Устно опишите его.
Мои представления о Полифеме формируются как о громадном мужчине с единственным глазом. Его сила и могущество проявляются в способности закрыть выход из пещеры огромным камнем, создавая преграду для врагов. Событие, где он съедает двух спутников Одиссея, подчеркивает его физическую мощь и опасность.
3. Одиссея назвали «хитроумным». Как вы думаете, почему? Какие качества характера помогли герою избежать смертельной опасности на острове циклопов?
Характеризуя Одиссея как "хитроумного", следует отметить, что его проницательность и находчивость сыграли ключевую роль в избежании смертельной опасности на острове циклопов. Обман циклопа, представившись неверным именем, был продуманным шагом, который позволил ему не только выйти с живым из сложной ситуации, но и предотвратить дополнительные угрозы со стороны циклопов. В этом случае, хитроумие Одиссея проявилось в умении быстро оценивать ситуацию и находить нестандартные решения проблем.